Инфраструктура и ЖКХ

Строительный комплекс
 
Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», в январе-сентябре 2016 года составил 6690,2 млн. рублей, или 100,3% к соответствующему периоду 2015 года. По договорам строительного подряда (без учета субъектов малого предпринимательства) в январе-сентябре 2016 года был выполнен объем работ на сумму 2296,9 млн. рублей, или 150,8 % к соответствующему периоду прошлого года.

На территории республики за 9 месяцев 2016 года году введено 175670 м2 жилья, что составляет 87,2 % к соответствующему периоду  2015 года, в том числе 99536 м2 – индивидуальной жилищное строительство и 76134 м2 – многоквартирное жилье.
Промышленность строительных материалов
       
За 9 месяцев  2016 года крупными и средними предприятиями промышленности по хозяйственным ОКВЭД строительных материалов произведено товарной продукции на сумму 2380,7 млн. рублей, что составляет 8,3%  от общего объема промышленного производства республики, темп роста составил 135%.
 
За 9 месяцев  2016 года большинство предприятий промышленности строительных
материалов снизили объем производства продукции в натуральном выражении по сравнению с соответствующим периодом 2015 года.

Снижение допущено заводами ЖБИ по выпуску сборных железобетонных конструкции  (88,4%) и товарный  бетон  (90,6%), также отмечено снижение производства асфальтобетонных смесей (68,2%).

Рост основных показателей достигнут в производстве: гипса (167,9%), блоки и камни стеновые мелкие из бетона (112,9%), вермикулит, материалы минеральные вспученные (107,5%). 

Основными задачами предприятий промышленности строительных материалов до конца 2016 года является обеспечение строительного комплекса республики строительными материалами увеличение темпов роста производства для чего необходимо реконструкция производственных мощностей на действующих предприятиях и строительство новых.

Благоустройство

В Республике Адыгея с каждым годом уделяется все больше внимания формированию комфортной, экологически безопасной среды обитания. Для этого необходимо не только благоустроенное жилье, но также чистота и порядок на территории населенных пунктов.

В 2000 году было принято постановление Кабинета Министров Республики Адыгея «О республиканском смотре-конкурсе работ по благоустройству территорий городов и районов Республики Адыгея». В целях повышения уровня благоустройства, архитектурно-художественного оформления, санитарного и экологического содержания территорий городов и районов Республики Адыгея и выполнения основных направлений реформы в жилищно-коммунальном хозяйстве, проводимой администрациями муниципальных образований республики, данный смотр-конкурс проводится ежегодно.

За последние годы работа в области благоустройства оживилась: проведена обрезка свыше 1,2 тыс. пог. м. кустарников и 2,5 тыс. деревьев, высажено более 600 единиц кустарников и деревьев, приведены в порядок зеленые насаждения на улицах городов и других населенных пунктов.

В Республике Адыгея внедряется новая система по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО),  что приведет в действительному улучшению экологической обстановки в нашей республике. Также разработана территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Адыгея. Серьезные перемены происходят в работе по санитарной очистке территорий. Теперь централизованная система сбора и вывоза отходов охватывает большее количество жителей республики. В целях обеспечения санитарной очистки территорий населенных пунктов Республики Адыгея и приведения их в состояние, отвечающее требованиям экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности населения ежегодно проводятся санитарно-экологические  месячники.

Все это было бы невозможно без прихода в жилищно-коммунальное хозяйство частных предприятий. Участие в данной работе различных по структуре организаций позволило выйти на новый уровень взаимоотношений. Конкуренция помогает значительно улучшить санитарное состояние территорий республики, повысить уровень благоустройства. 

Автомобильный транспорт

Состояние транспортной системы имеет для нашей республики исключительное значение. Транспорт, наряду с другими инфраструктурными отраслями, обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных и экономических целей, одним из определяющих факторов повышения темпов экономического роста Адыгеи.

Исторически территория Адыгеи расположена в своеобразном перекрестке, через который в средние века проходил Великий шелковый путь, соединяющий Европу и Азию. Сегодня транспортный коридор, проходящий через столицу Адыгеи, связывает Северный Кавказ и Ставропольский край с Черноморским побережьем.

Транспортом Республики Адыгея ежегодно перевозятся более 36 миллионов пассажиров и 2,4 миллиона тонн грузов.

Транспортная система обеспечивает нашу республику автомобильными и железнодорожными перевозками и позволяет осуществлять связь практически с любым регионом России.

Автотранспортный комплекс Республики Адыгея представлен 4 крупными и средними предприятиями различной формы собственности, более 20 малыми предприятиями и 40 индивидуальными предпринимателями.

Анализируя работу транспортного комплекса республики, необходимо отметить, что за последние годы значительно стабилизировалась работа пассажирского транспорта. Открыты десятки новых автобусных маршрутов городского, пригородного и междугородного сообщения, что существенно повысило уровень транспортного обслуживания населения Республики Адыгея.

Протяженность автомобильных маршрутов общего пользования составляет 6,3 тысячи километров. Основные маршруты соединяют столицу Республики Адыгея город Майкоп с городами Краснодарского и Ставропольского краев и Ростовской области. Сегодня, когда экономика страны растет быстрыми темпами, растет и значение этих маршрутов как важного связующего звена транскавказского автомобильного пути.

Оценивая состояние транспортной отрасли Республики Адыгея, можно констатировать, что транспортная система республики функционирует достаточно стабильно.

За 9 месяцев 2016 года предприятиями автомобильного транспорта и предпринимателями перевезено 2820,7 тыс. тонн грузов, что составляет 98,8 % соответствующему периоду 2015 года. Грузооборот автотранспорта составил 98643,9 тыс. т-км, что составляет 83,8 % соответствующему периоду 2015 года.

Предприятиями пассажирского автомобильного транспорта за 9 месяцев 2016 года перевезено 5833,8 тыс. пассажиров или 94,2 % к соответствующему периоду 2015 года. Пассажирооборот составил 92049,9 тыс. пасс-км, что в процентном отношении к соответствующему уровню 2015 года составило 113,9 %. Снижение показателей работы автомобильного транспорта связано в первую очередь с массовой автомобилизацией населения, использования для ежедневных поездок индивидуального транспорта, а также снижения спроса на грузовые перевозки межведомственным грузовым автотранспортом.

В 2016 году в Республике Адыгея продолжена работа по реализации государственной политики в сфере транспорта, обеспечения мер социальной поддержки отдельных льготных категорий жителей республики на транспорте общего пользования.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея 28.08.2008 г № 154 «О социальном проездном билете» на пассажирском городском транспорте общего пользования в г. Майкопе за 9 месяцев 2016 года реализовано 16,5 тыс. социальных проездных билетов, что обеспечило доступность транспортных услуг для социально незащищенных слоев населения республики. Из республиканского бюджета на эти цели выделено 1,3 млн. руб.

В соответствии с Указом Президента Республики Адыгея от 10.02.2005 № 13 «О льготном проезде на пассажирском автотранспорте» за 9 месяцев 2016 года 8,5 тыс. студентам высших и средне-специальных учебных заведений предоставлены льготы по 50-процентной скидке стоимости проезда на автотранспорте общего пользования междугородных маршрутов. Кроме того, на железнодорожном транспорте пригородного сообщения за 9 месяцев 2016 6,2 тыс. учащимся предоставлены льготы по 50-процентной скидке стоимости проезда в пригородных электропоездах по территории Адыгеи.

В текущем году продолжена выдача льготных месячных проездных билетов для реализации бесплатного проезда детей из многодетных семей на транспорте общего пользования городских и пригородных маршрутов в соответствии с Законом Республики Адыгея от 26.09.1994 № 117-1 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», предоставлено 3951 бесплатных билетов.

Анализ существующей ситуации в транспортной отрасли республики показывает, что существующие проблемы обусловлены, прежде всего, высоким уровнем автомобилизации. В результате чего наметилась диспропорция плотности маршрутной сети пассажирского транспорта и состояния дорожного движения.

Особое место в решении этой задачи отводится общественному пассажирскому транспорту. Из наиболее важных задач хочется обратить внимание на стимулирование комплексных проектов, направленных на совершенствование транспортной системы с увязкой всех видов пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры.

В целях совершенствования системы транспортного обслуживания, разработан Комплексный план транспортного обслуживания населения Республики Адыгея на средне- и долгосрочную перспективу до 2030 года в части пригородных пассажирских перевозок (КПТО) который является основным документом стратегического планирования в области пригородных перевозок в Республике Адыгея.

КПТО разработан в соответствии с Методическими рекомендациями Минтранса России по формированию комплексного плана транспортного обслуживания населения в части пригородных пассажирских перевозок.

Целями разработки настоящего плана являются:

1. повышение качества и эффективности транспортного обслуживания населения Республики Адыгея в части пригородных перевозок;
2. определение направления развития транспортной системы на долгосрочную перспективу; 3. повышение инвестиционной привлекательности пригородных перевозок за счёт создания долгосрочных прозрачных и предсказуемых условий развития комплекса.

Во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Адыгея от 06.12.2013 № 291-п «О государственной программе Республики Адыгея «Развитие транспортной системы на 2014-2018 годы» в 2016 году осуществлялась работа исполнению мероприятий государственной программы.

В рамках указанной программы реализуется подпрограмма «Развитие пассажирского транспорта», которая включает в себя следующие основные задачи:

1. обеспечение финансовой доступности услуг железнодорожного транспорта пригородного сообщения, автомобильного транспорта городского и пригородного сообщения, городского наземного электрического транспорта для населения;
2. обеспечение финансовой доступности услуг автомобильного транспорта междугородного сообщения для учащихся профессиональных образовательных организаций и студентов образовательных организаций высшего образования очной формы обучения;
3. сокращение эксплуатационных затрат на перевозку пассажиров.

Дорожное хозяйство

Сегодня Республика Адыгея занимает 8 место в Российской Федерации по плотности автомобильных дорог с твердым покрытием на 1 тыс. кв. км. территории. Транспортное сообщение между населенными пунктами Адыгеи обеспечивают автомобильные дороги с твердым типом покрытия.

Общая протяженность автомобильных дорог федерального значения – 208,8 км. Все они находятся в оперативном управлении Федерального казенного учреждения «Управление Федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства».

Органом государственного управления автомобильными дорогами общего пользования, находящимися в собственности Республики Адыгея является государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Адыгея «Адыгеяавтодор». В оперативном управлении этого казенного учреждения находятся автомобильные дороги общего пользования протяженностью 1343,8 км. (из них 1079 км. с асфальто-бетонным покрытием) и 81 мостовой переход общей длиной 4,608 км.

Автомобильные дороги местного значения имеют протяженность 3218,8 км.

В последние годы вопросам модернизации транспортной инфраструктуры в РФ уделяется особое внимание. Современная развитая дорожная сеть является одним из определяющих условий роста экономики РФ, а также регионов. И это направление развития обозначено Президентом РФ В.В. Путиным в качестве одного из приоритетных. Именно транспортная инфраструктура определяет интенсивность хозяйственных связей, мобильность рабочей силы, товаров и услуг.

От разветвленности дорожной сети напрямую зависят деловые перспективы региона, их инвестиционная привлекательность, а так же качество жизни людей. Опыт многих стран показывает, что экономический подъем можно планировать. Но его достижение упирается в инфраструктурные ограничения: нехватку качественных автомобильных дорог, низкую пропускную способность автомобильных дорог и мостов.

В республике основным видом транспорта является автомобильный транспорт, обеспечивающий грузовые и пассажирские перевозки. За последнее время существенно возросло количество автотранспорта и, естественно, интенсивность движения, при этом снижена пропускная способность на многих автомобильных дорогах.

На территории некоторых населенных пунктов автомобильные дороги находятся в неудовлетворительном состоянии. Недостаточное финансирование работ, связанных с содержанием республиканских и межмуниципальных автомобильных дорог, а также автомобильных дорог местного значения отражается на безопасности дорожного движения. Одна из самых главных проблем, о которой нельзя забывать - это жизнь и здоровье наших граждан. А это зависит также от качественного состояния автомобильных дорог.

Необходимо существенно наращивать объемы строительства, реконструкции и ремонта республиканских, межмуниципальных автомобильных дорог, а также автомобильных дорог местного значения. Столь масштабные вопросы возможно решить, увеличив бюджетные ассигнования, выделяемые в соответствие с Законом Республики Адыгея от 27 октября 2011 года № 49 «О дорожном фонде Республики Адыгея».

Сегодня дорожное хозяйство должно стать сферой эффективного сотрудничества с бизнесом - областью, привлекательной для вложения инвестиций. Для этого пока не хватает современной правовой базы, а также адекватных принципов финансирования и управления дорожным хозяйством.

В четкой регламентации нуждаются права и ответственность всех уровней государственной власти, местного самоуправления за состояние и развитие автомобильных дорог. Необходимы действенные механизмы привлечения внебюджетных средств, возможностей частных компаний по управлению дорожным хозяйством, в том числе на основе стабильных и долгосрочных контрактов на строительство и эксплуатацию дорог.