Социальная защита



 

Историческая справка

Благотворительность в России как социальное явление имеет свою историю и традиции. Многое из того, что было выработано нашими соотечественниками в прошлом, стало целенаправленной политикой государства.

Государство осуществляет дотации малоимущим, детским и школьным учреждениям, выплачивает пособия и предоставляет отпуск по беременности и родам женщинам. Развивается система социального страхования.

Но широкомасштабные социально-экономические реформы в конце 80-х годов вызвали новые тенденции в обществе. Разрушение устоявшихся социально-экономических связей, либерализация цен, безработица привели к обострению проблем пенсионеров, молодежи, инвалидов и других категорий граждан.

В этой связи образуется Фонд социальной поддержки населения, который выполняет краткосрочные программы: денежные дотации малоимущим гражданам, распределение гуманитарной помощи, предоставление дотаций на приобретение лекарств, выполнение протезно-ортопедических услуг и т.д. Однако, эти меры не могут в полной мере решить возникшие проблемы. Общество возвращается к забытым идеям и формам благотворительности, а государство образует в новых условиях Министерство социальной защиты, призванное осуществлять долговременную и профессиональную помощь нуждающимся.

Экономические преобразования совпали с изменением статуса Адыгейской автономной области и образованием республики. В Республике Адыгея, как субъекте Российской Федерации, Указом Президента Республики Адыгея от 31.01.1992 г. № 6 создается Министерство социальной защиты населения Республики Адыгея. На том этапе социальная защита населения области была представлена Майкопским домом-интернатом, Адамийским детским домом-интернатом, 12 колхозными домами с минимизированными услугами, где проживали бывшие колхозники.

В процессе становления государственности за эти годы при поддержке лично Президента Республики, Парламента Республики, Правительства Республики Адыгея, глав администраций городов и районов сформировалась система социальной службы и разветвленная сеть социальных учреждений.

За время существования Министерство претерпело ряд функциональных изменений и соответственно менялось его название: Министерство социальной защиты населения, затем Министерство социальной защиты и здравоохранения, в настоящее время – это Министерство труда и социального развития Республики Адыгея.

Современное состояние

В Республике Адыгея функционирует единая государственная система органов труда и социальной защиты населения, состоящая из республиканского органа – Министерства труда и социального развития Республики Адыгея, территориальных органов труда и социальной защиты населения и подведомственных учреждений социального обслуживания населения Республики Адыгея.

Созданная в республике единая государственная система органов труда и социальной защиты населения позволяет лучше организовывать социальное обслуживание населения по всем направлениям деятельности, обеспечивать своевременное и в полном объеме предоставление мер социальной поддержки различным категориям жителей республики, повышать качество обслуживания опекаемых в стационарных учреждениях, более оперативно решать вопросы социальной защиты населения.

За период существования, Министерство заметно развило и укрепило материально-техническую базу. Сегодня социальное обслуживание в Республике Адыгея представляет собой сеть государственных учреждений, состоящую из:

• 9 комплексных центров социального обслуживания населения (по одному в каждом городе и районе), которые объединяют 53 отделения социального обслуживания на дому. Численность обслуживаемых центрами граждан ежегодно составляет свыше 4500 человек.

• 5 стационарных учреждений социального обслуживания инвалидов и граждан пожилого возраста на 930 койко-места. Это два психоневрологических дома-интерната и три дома-интерната общего профиля. Очередь в стационарные учреждения общего типа отсутствует, а в психологические дома-интернаты составляет 8 человек.

• 3 учреждения социальной помощи семье и детям: «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Звездный» (в г.Горячий Ключ), «Республиканский социальный приют «Очаг» для детей и подростков» (в п. Каменномостском Майкопского района), «Красногвардейский территориальный центр социальной помощи семье и детям «Доверие», 8 отделов помощи семье и детям в составе комплексных центров социального обслуживания населения.

Отдых и оздоровление детей

В 2019 году на территории республики были задействованы 94 организации отдыха детей и их оздоровления (в 2018 году - 93), в том числе загородных оздоровительных лагерей – 3 («Горная», «Лань», «Горная легенда»). По-прежнему массовым и доступным видом отдыха остаются лагеря с дневным пребыванием детей - 91 (в 2018 году - 89).

Кроме того, на черноморском побережье Краснодарского края детей республики принимают 2 оздоровительных учреждения: детский оздоровительный лагерь «Электрон» (Анапский район, п.Сукко) и санаторный лагерь «Мечта» (Туапсинский район, п.Джубга).

Средняя стоимость пребывания одного ребенка в сутки в ДОЛ в текущем году определена Республиканским координационным советом по организации отдыха, оздоровления и занятости детей Республики Адыгея и составила:

- в загородных лагерях – 950 рублей за койко/день (стоимость путевки – 19950 рублей);

- в оздоровительных учреждениях, расположенных на Черноморском побережье – 1100 рублей за койко/день (стоимость путевки – 23100 рублей).

В Республике Адыгея путевками в организации отдыха детей и их оздоровления обеспечиваются дети школьного возраста от 7 (6) лет до 16 лет (включительно) постоянно или преимущественно проживающие на территории Республики Адыгея. Количество детей школьного возраста – 61069 несовершеннолетних.

Всего в республике всеми формами отдыха и оздоровления в 2019 году охвачено 36 141 ребенок, в том числе в летний период - 35 865 детей.

В 2019 году количество оздоровленных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, составило 20 119 детей (в 2018 году - 18 889 детей). Из них 833 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 522 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, 359 детей, состоящих на различных профилактических учетах, и 18 405 детей, проживающих в малоимущих семьях.

Занятость неорганизованных детей на летних каникулах, в республике осуществлялась через реализацию малозатратных форм отдыха, таких как: посещение детьми дворовых, спортивных площадок, клубов по месту жительства, участие в туристических походах и экскурсиях. Малозатратными формами отдыха в истекшем году охвачено 27 446 детей (в 2018 году – 23 266 детей).

Государственная социальная помощь

Министерством труда и социального развития Республики Адыгея осуществляется работа, направленная на правовое, методическое и организационное обеспечение федеральных законов и законодательства Республики Адыгея о прожиточном минимуме и о государственной социальной помощи малоимущим семьям, доходы которых, в силу объективных причин, ниже величины прожиточного минимума.

Решениями Республиканской комиссии по оказанию государственной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея в 2019 году помощь назначена 215 семьям, оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации, на сумму 3 242,9 тыс. рублей.

Кроме того, решениями Учреждения по оказанию государственной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея помощь назначена 7 512 семьям на сумму 22 913,5 тыс. рублей.

Помимо этого, за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея государственная социальная помощь на основании социального контракта оказана 46 семьям на сумму 1 млн. 760 тыс. рублей.

В соответствии с Законом Республики Адыгея от 8 апреля 2008 года № 167 «Об организации предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» субсидии предоставлены 2 423 семьям на общую сумму 25 494,8 тыс. рублей.

В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 2005 года № 475 «О предоставлении членам семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг» компенсационные выплаты предоставлены 422 гражданам на общую сумму 8 745,3 тыс. рублей.

В рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплат ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ежемесячная денежная компенсация выплачена 431 гражданину на общую сумму 34 686,3 тыс. рублей.

В целях оказания адресной социальной помощи в виде единовременной денежной выплаты с 1 января 2012 года осуществляется прием заявлений граждан, освободившихся из мест лишения свободы и зарегистрированных по месту жительства в Республике Адыгея.

Денежная выплата осуществляется филиалами ГБУ РА «Центр труда и социальной защиты населения» гражданам по месту их жительства за счет средств республиканского бюджета и ее размер составляет 3000 рублей. В 2019 году денежная выплата предоставлена 258 гражданам на сумму 564 тыс. руб.

В порядке правового обеспечения работы по оказанию государственной социальной помощи министерство совместно с территориальным органом Госкомстата РФ обеспечивает ежегодное утверждение нормативов доходности от ведения личного подсобного хозяйства, своевременную разработку и ежеквартальное установление величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения республики.

Социальная поддержка льготных категорий

Действующая система социальной защиты населения направлена, прежде всего, на предоставление государственных гарантий и мер социальной поддержки отдельным категориям граждан с учетом их заслуг по защите Отечества, трудовых успехов и состояния здоровья. В республике к указанным категориям получателей мер социальной поддержки относятся более 83 тыс. человек, из них около 47,5 тыс. человек – получатели различных видов выплат за счет средств республиканского бюджета.

В 2019 году в целях дополнительной поддержки 114 гражданам, страдающим хронической почечной недостаточностью и получающим постоянное диализное лечение, произведены ежемесячные денежные выплаты на проезд к месту лечения на сумму 2 231,08 тыс. рублей.

ГКУ РА «Центр труда и социальной защиты населения» и его филиалы (далее – Учреждение) обеспечивали своевременную выплату мер социальной поддержки, финансирование которых осуществляется из средств федерального бюджета:

- ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью предоставлены 340 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на общую сумму 75 365,96 тыс. рублей;

- денежные выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлены 25 449 гражданам, относящимся к отдельным категориям, из числа ветеранов и инвалидов, на общую сумму 179 700,6 тыс. рублей.

В рамках исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в установленном порядке предоставляются денежные выплаты на приобретение жилья за счет федерального и республиканского бюджетов.

Обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение в собственность жилых помещений.

В 2019 году количество ветеранов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет после 1 марта 2005 года, составило 16 человек, которые обеспечены жильем.

Ежемесячно проводятся заседания комиссии Министерства по рассмотрению вопросов, связанных с присвоением звания «Ветеран труда». Так, звание «Ветеран труда» присвоено 393 гражданам, 763 гражданам установлено право по трудовому страховому стажу на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных для «Ветеранов труда».

Социальное партнерство

В текущем году в Республике Адыгея продолжается работа по развитию и совершенствованию системы социального партнерства. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, в зависимости от сферы компетенции, в республике заключаются республиканское, территориальные, отраслевые тарифные соглашения и коллективные договоры.

В республике действует Соглашение между Кабинетом Министров Республики Адыгея, Федерацией профсоюзов Республики Адыгея и объединениями работодателей Республики Адыгея на 2017 – 2019 годы, предусматривающее координацию совместных действий сторон в области экономической и социальной политики с целью решения основных задач по созданию условий для стабилизации экономики республики, обеспечению занятости, социальной защите населения, оплате и охраны труда, экологической безопасности.

Регулярное согласование позиций Кабинета Министров Республики Адыгея, Федерации профсоюзов Республики Адыгея и объединений работодателей Республики Адыгея в области социально-экономической политики обеспечивается трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Адыгея.

Ежеквартально проводятся заседания трехсторонней комиссии, на которых рассматриваются вопросы, касающиеся проблем социально-экономического развития республики.

В целях дальнейшего развития системы социального партнерства проводилась работа по совершенствованию деятельности трехсторонних комиссий на территориальном уровне. В рамках деятельности территориальных трехсторонних комиссий рассматриваются вопросы, касающиеся соблюдения трудовых прав, социальных гарантий работников, развития системы социального партнерства и др.

Результатом работы трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений в городах и районах республики явилось заключение территориальных соглашений, которые в свою очередь способствуют развитию процесса заключения отраслевых соглашений на уровне муниципальных образований и коллективных договоров в организациях всех форм собственности.

Соглашения, определяющие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на территориальном уровне, действуют в 3 муниципальных образованиях республики.

Разрабатывались и заключались отраслевые соглашения, устанавливающие нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников организаций с учетом специфики отрасли и условий, установленных отраслевым соглашением, заключенном на федеральном уровне. В Республике Адыгея в 2019 году действуют 17 отраслевых Соглашений, из них республиканских – 3, заключенных на уровне муниципальных образований – 10. Отраслевые соглашения охватывают такие виды экономической деятельности, как образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование.

Эффективному взаимодействию субъектов социального партнерства в Республике Адыгея способствует и деятельность по коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно данным, представленным ГБУ РА «Центр труда и социальной защиты населения» и его филиалами, в течение 2019 года действовали 533 коллективных договора.

Активно ведется работа по проведению уведомительной регистрации коллективных договоров. В ходе проведения уведомительной регистрации договоров выявляются положения, противоречащие действующему законодательству.

Охрана труда

В соответствии с действующим законодательством на Министерство труда и социального развития Республики Адыгея возложены функции по осуществлению государственного управления охраной труда и государственной экспертизы условий труда на территории республики.

В республике создана и действует необходимая законодательная и нормативно-правовая база в сфере охраны труда, которая постоянно совершенствуется и обновляется.

Ежегодно для оценки положения дел в области охраны труда Министерством проводится анализ состояния условий и охраны труда, уровня производственного травматизма, профессиональной и производственно-обусловленной заболеваемости в различных сферах экономической деятельности и территориях республики. На основании анализа готовится Доклад о состоянии охраны труда в Республике Адыгея, который рассматривается на заседаниях Трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в Республике Адыгея и Межведомственной комиссии по охране труда Республики Адыгея, принимаются соответствующие решения. Доклад и решения направляются главам муниципальных районов и городских округов, руководителям исполнительных органов государственной власти для сведения и устранения нарушений законодательства по охране труда.

В Республике Адыгея реализуется государственная программа «Социальная поддержка граждан» на 2014-2020 годы, в которую включена подпрограмма «Улучшение условий и охраны труда».

В целях пропаганды и активизации деятельности в сфере охраны труда на территории республики Министерством совместно с другими исполнительными органами государственной власти и администрациями муниципальных районов и городских округов ежегодно проводится республиканский конкурс на звание «Лучшая организация по охране труда» с награждением победителей дипломами и ценными подарками.

В связи с тем, что обучение по охране труда является одной из основных предупредительных мер по сокращению производственного травматизма, в республике создана постоянно действующая система обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и других категорий работников. Ежегодно на специальных курсах обучение проходят около 1000 человек. Обучение направлено на повышение уровня знаний широкого круга работников.

Позитивный вклад в обеспечение безопасности труда на производстве и дальнейшее развитие системы управления охраной труда на территории республики вносит Межведомственная комиссия по охране труда Республики Адыгея, организационно-техническое обеспечение деятельности которой осуществляет Министерство. На заседаниях комиссии рассматриваются актуальные вопросы в области охраны труда, принимаются соответствующие решения.

Министерство труда и социального развития Республики Адыгея предоставляет государственную услугу по осуществлению государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах. По результатам экспертизы выдаются заключения по качеству проведения специальной оценки условий труда.

Ежегодно проводится анализ этой работы за предыдущий год с рассмотрением на семинарах-совещаниях с участием заинтересованных органов и организаций республики.

Благодаря принимаемым мерам и проводимой работе в организациях республики на протяжении последних лет отмечается тенденция к снижению уровня производственного травматизма, редки случаи профессиональных заболеваний.

Предоставление государственных и муниципальных услуг в МФЦ

Одним из самых успешных проектов по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг для граждан, реализованным за последние годы, является создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» (МФЦ). Это признается не только на уровне власти, но и большинством обычных граждан, которые обращались в последнее время в МФЦ.

Безусловным фактором комфортности для населения является шаговая доступность офисов МФЦ. Помимо офисов, которые расположенных в административных центрах городов и районов республики, МФЦ есть и в каждом сельском поселении. В общем, по Республике Адыгея – 11 крупных центров и 40 удаленных рабочих мест.

Возможность получить различные виды услуг в одном месте с минимальным набором необходимых документов также является преимуществом МФЦ. Учитывая, что прием граждан в МФЦ ведется универсальными специалистами, заявитель на приеме может получить ответы практически на все интересующие его вопросы.

Что касается комфортности самих помещений МФЦ, все они выдержанны в едином фирменном стиле «Мои документы». В каждом помещении имеются зоны информирования, зоны ожидания в очереди, зоны приема документов. Для заявителей обеспечен доступ к Единому порталу государственных услуг и к сайтам органов власти.

Доля граждан, имеющих доступ к получению услуг по принципу «одного окна» через МФЦ, составляет 95,24 % при плановом значении 90%.

Сегодня МФЦ работают в полную мощь. Перечень услуг, предоставляемых в режиме «одного окна» увеличивается с каждым годом, вместе с ним растет количество оказываемых услуг. Динамика роста очевидна: в 2014 году было оказано 156 184 услуг, в 2015 - 263 989, а за 2019 года – уже 610 833 услуги.

Важно отметить, что граждане могут не только получить в МФЦ услуги, но и оценить качество их результата посредством смс-опроса. Оценки поступают в федеральную информационно-аналитическую систему мониторинга качества государственных услуг «Ваш контроль». Из анализа оценок поступивших в указанную систему за 2019 год следует, что 96,27 % заявителей удовлетворены качеством предоставляемых в МФЦ услуг.






Наверх