Родительский университет

Вопрос: Почему вводится иностранный язык в список обязательных экзаменов в 11 кл.?

Ответ: Сейчас ЕГЭ по иностранному языку — экзамен по выбору. И только 10% выпускников этого года и прошлых лет выбирают ЕГЭ по иностранному языку. Их результаты достаточно хорошие, стабильные, то есть уровень владения иностранным языком у мотивированных обучающихся достаточно высок. Но остальные 90% выпускников и их уровень владения иностранным языком — предмет для серьезных исследований Рособрнадзора, так как очевидно, что проблемы здесь есть.

В 2018–2019 учебном году 11-классников ждет нововведение — обязательная всероссийская проверочная работа (ВПР) по английскому языку. Это "тренировка" перед обязательным ЕГЭ в 2022 году.

Чего ждать старшеклассникам и их родителям, насколько к новшеству готовы наши школы и какому уровню владения языком будут соответствовать 100 баллов за ЕГЭ?

Что подразумевается под современным пониманием владения иностранными языками? В идеале "Я знаю английский (немецкий, французский или испанский)" — означает, что я говорю, слушаю и понимаю, я читаю и понимаю на языке. Я могу написать на языке то, что мне необходимо.

В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования заложено требование — обязательное владение иностранным языком на базовом уровне. То есть введение в стандарты требования обязательной сдачи иностранного языка на ГИА по окончанию средней школы состоялось, на проверку будут вынесены учебные достижения по этому предмету. Этого уже нельзя изменить, и учителя это сознают.

Обязательность экзамена будет стимулом и мотивацией не только для учителей и администрации школы, но и для учащихся. Они будут понимать, что их обязательно проверят на срезах и в конце обучения. Сейчас сама общественная ситуация, цифровая экономика подвигают нас к изучению иностранных языков. Какая может быть цифровая экономика без включения в мировые процессы? Это невозможно. Вводя иностранный язык как обязательный предмет, мы работаем на цифровую экономику и будущее России. Потому что и врач, и инженер, и химик, и фармацевт должны инструментально владеть иностранным языком.

Планируется, что обязательный ЕГЭ по иностранному языку будет двух разных уровней: базового и углубленного. Экзамен базового уровня для тех, кто не связывает свою жизнь с языковой профессией. Экзамен углубленного уровня рассчитан на тех, кто мыслит себя в языковых профессиях. Углубленный экзамен будет очень близок к тому, что мы имеем сейчас на ЕГЭ. Базовый экзамен, видимо, будет близок к тому, что Рособрнадзор предлагает сейчас на ВПР. В соответствии с "дорожной картой" Рособрнадзора после всех апробационных исследований, не позднее августа 2021 года будут опубликованы проекты демонстрационных вариантов КИМ ЕГЭ базового и углубленного уровней. А демонстрационный вариант всероссийской проверочной работы для 11 класса текущего, 2018, года размещен на сайте ФИПИ в широком доступе с ноября прошлого года.

Вопрос: Не планируется ли увеличение бюджетных мест в ВУЗах?.

Ответ: Организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, контрольные цифры приема (количество бюджетных мест) устанавливаются федеральными органами государственной власти в сфере образования.

По информации Министерства образования и науки Российской Федерации (февраль 2018 года) в 2018 году увеличен приём на сельскохозяйственные и медицинские программы на 5,3% и 3,1% соответственно; по программам, связанным с добычей полезных ископаемых, план приёма увеличился на 4%, по программам по производству авиационной и ракетно-космической техники - на 6%, лёгкой промышленности – на 6%, нанотехнологиям – на 7%, управлению техническими системами – на 6%.

В целях удовлетворения потребности школ в учителях астрономии в 2018 году план приёма на педагогические программы увеличится на 1%.

В 2019 году, чтобы сохранить доступность высшего образования на уровне 57%, министерство впервые с момента вступления в силу ныне действующего Закона об образовании планирует распределить на 14 тысяч бюджетных мест больше, чем определено требованиями государственной гарантии на доступ граждан к бесплатному высшему образованию.

Вопрос: В каком случае студент вправе перевестись с платной основы на бюджетную?

Ответ: В соответствии с Порядком и случаями перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 06. 06.2013 № 443, с изменениями и дополнениями):

1. переход осуществляется при наличии вакантных бюджетных мест;

2. право на переход имеет лицо, обучающееся в образовательной организации на основании договора об оказании платных образовательных услуг, не имеющее на момент подачи заявления академической задолженности, дисциплинарных взысканий, задолженности по оплате обучения, при наличии одного из следующих условий:

- сдачи экзаменов за два последних семестра обучения, предшествующих подаче заявления, на оценки «отлично» или «отлично» и «хорошо» или «хорошо»;

- отнесения к следующим категориям граждан:

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

граждан в возрасте до двадцати лет, имеющих только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

женщин, родивших ребенка в период обучения;

- утраты обучающимся в период обучения одного или обоих родителей (законных представителей) или единственного родителя (законного представителя).

Вопрос: Возможно ли рассмотреть вопрос о введении 5-дневной формы обучения в сельских школах?

Ответ: В соответствии с ч. 2 ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (далее – Закон) образовательная организация самостоятельно принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие режим занятий обучающихся.

Кроме того, согласно ч. 7 ст. 12 и п. 6 ч. 3 ст. 28 вышеуказанного Закона образовательные организации самостоятельно разрабатывают образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Также в соответствии с  ч. 10 ст.13 Закона органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и календарный учебный график образовательных организаций.

            Ограничения в данном вопросе установлены санитарными правилами и нормативами. Так, в соответствии СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановленим Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189) продолжительность урока (академический час-45 минут) во всех классах не должна превышать 45 минут (за исключением 1 класса и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут). Кроме того, устанавливаются гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки.

Таким образом, продолжительность учебной недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем) устанавливается самостоятельно образовательной организацией при условии соблюдения требований СанПиН и федеральных государственных образовательных стандартов.

Вопрос: Остро стоит проблема нехватки учителей начальной школы, физики, истории, русского языка и литературы и т.д. Решается ли эта проблема?.

Ответ: Действительно, наиболее востребованы в Республике Адыгея учителя начальных классов, русского языка, математики, английского языка, физики. Министерством образования и науки Республики Адыгея, муниципальными органами управления образованием уделяется большое внимание кадровой политике: проводятся мероприятия по привлечению и закреплению молодых педагогов, курсы повышения квалификации для молодых педагогов, Молодые учителя в возрасте до 27 лет получают доплату в размере до 50% ставки. С 1 сентября 2018 года в школу приходят на работу 60 молодых педагогов.

Показатель «Доля молодых педагогов в возрасте до 35 –ти лет» в Республике Адыгея находится на уровне среднероссийского ( 22 %) на протяжении последних лет.

Вопрос: Планируется ли введение в рамках государственной итоговой аттестации предмета «История» как третьего обязательного экзамена?.

Ответ: Увеличению числа обязательных учебных предметов государственной итоговой аттестации предшествуют широкое профессионально-общественное обсуждение данного вопроса, а также анализ результатов апробации технологии проведения экзамена. Пока решение о включении истории в число обязательных предметов ЕГЭ не принималось.

            Сейчас в качестве обязательных предметов государственной итоговой аттестации российские школьники сдают русский язык и математику.

Вопрос: Почему учащиеся 9-х классов должны 4 экзамена, а не 2?

Ответ: Количество экзаменов, которые должны сдавать учащиеся по завершении основного общего образования (9 класса), определено приказом Минобрнауки России от 25 декабря 2013 года № 1394 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (с изменениями на 24 марта 2016 года).

В пункте 4 данного приказа записано: "ГИА включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике (далее - обязательные учебные предметы), а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литература, география, история, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий и испанский языки), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Школьникам, изучавшим родной язык и родную литературу, предоставляется право выбрать экзамен по родному языку и/или родной литературе.

 

(опубликовано 28.09.2018)